Главная » История, краеведение » «Корабли пустыни» в наших краях

«Корабли пустыни» в наших краях

Верблюды были приручены человеком четыре тысячи лет назад. На земле встречается несколько видов верблюдов: арабиан, драмидар (одногорбый), бактриан (двугорбый), гуанака, альпака, викунья, лама. Они настолько верно служат человеку, что их называют подарками Бога.
Туареги Африки на одногорбых верблюдах в пустыне перевозят по 150 кг соли на расстояние до 700 км. По восемь дней верблюды обходятся без воды, но дойдя до оазиса, выпивают зараз до 130 литров.
В горбах верблюдов – жир, топливо. Мех спасает и от жары, и от холода. Животное способно выжить в экстремальных условиях суровой и безводной местности. Верблюжий вьюк – 250 кг. В отличие от всех других млекопитающих животных, верблюды могут поднимать и снижать температуру своего тела и сохранять драгоценную для него воду.
«Корабли пустыни» – одни из главных героев на великих торжищах мира, во время свадебных и других праздничных торжеств. Их спокойная, но уверенная поступь, их гордый независимый норов, их выносливость всегда вызывали восхищение у человека.
Мне довелось с удовольствием понаблюдать за верблюдами на одном из живописных островов города Хельсинки, где разместился большой зоопарк.
Издревле знали верблюда и на Руси. Верблюд в форме вельблуд упоминается в «Повести временных лет».
С далекого богатого юго-востока шли верблюжьи караваны и в наши края…

Где верблюды торили тропы
Считается, что верблюды прокладывают свои пути в местах наименьшего земного притяжения. Так появлялись, будто, караванные дороги. Но могло ли это осуществляться независимо от купцов и погонщиков? Одна из версий гласит: верблюды чувствуют, где легче пройти. Конечно, они могут выбирать тропу более легкую в определенных пределах, например, на отрезке от одного пункта к другому.
Дмитрий Владимирович Левко, 1975 г. р., возвращаясь однажды из Ташкента в Магнитку, услышал воспоминания узбека, который в свою очередь почерпнул их от сородичей более старшего возраста. На Южный Урал верблюжьи караваны отправлялись весной. Шли по ночам, ориентируясь по звездам Млечного пути, от колодца до колодца. Наторговавшись вдоволь, осенью, купцы отправлялись домой, и вновь верблюды держали путь по Млечному пути, уже развернутому на ночном небе на далекий юг.
Тема караванов верблюдов с тюками товаров и ярмарок часто звучит на Южном Урале. Старожилы из разных поселений упоминают пребывание верблюдов на их земле.
Например, в Абзелиловском районе близ д. Елембетово мостик называют Казак Купере (Казахский). В стародавние времена, в период разлива реки Янгельки погибли верблюды и люди. И тогда один богатый казах – купец построил надежный мост.
А что и маленькие реки могут создавать бурную высокую воду, я убедилась несколько лет назад, когда ливневые дожди вызвали невиданный подъем воды на речке Аналык в ее верховьях, и жители ближайшего поселения были отрезаны от дорог.
В д. Халилово проходили богатые ярмарки. На поляне, где ныне доильня, паслись и отдыхали после долгого пути верблюды. Она так и называется Дойя яланы (Верблюжья). Местные жители могут показать площадь, где проводились базары в былые времена. Тогда они славились своим богатством. Караваны с товарами прибывали из Казахстана, Средней Азии. В школьном музее Халилово можно увидеть витрину с «базарными вещами». На торговой площади находились склады и магазины золотопромышленников Рамеевых, а также богатых купцов. Привозили торговцы-казахи на верблюдах разные продукты, семечки.
Старожилы поселка Магнитный, ныне территория города Магнитогорск, вспомнили, что караванщики, приезжавшие на магнитскую ярмарку, останавливались на заезжем дворе. Этот двор прославился тем, что в нем пребывал в начале мая 1774 г. Е. Пугачев, творя бесчинства в казачьем поселении и встречая подкрепление. Его стали называть изба-штаб Пугачева. А привозили товары в Магнит-ную даже из Китая.
Выходцы поселка Магнитного также рассказали, что верблюдов с тюками товаров переправляли на паромах с правого берега на левобережный базар и в 50-е, и в начале 60-х годов прошлого века.

В послевоенное время зимой верблюдов с санями зерна видели на Среднеуральской мельнице (ныне территория кислородно-конверторного цеха).
Совсем недавно было сделано открытие в поселке Ново-Янгельский. Там сообщили о том, что в годы Великой Отечественной войны везли на верблюдах медную руду с прииска Бакыр-узяк через мостик на речке Янгельке и поселение Пещерку на Магнитогорский металлургический комбинат.
Потомок казачьего рода Меньшениных из поселения Грязнушинское Владимир Шнуров 1951 г. р. свидетельствует, что его предки имели большое поголовье верблюдов и владели правом сопровождения торговых караванов. Товары, видимо, везли по тракту, который пролегал вдоль Яика – Урала.
На гербе Челябинска изображен верблюд, как символ расположения этого города на караванных путях, которые являлись ответвлениями Великого шелкового пути. Караваны двигались из Ташкента на Чимкент, затем на Оренбург и добирались до Челябы через уральские перевалы.
Свадебный верблюд
Удивительная жительница д. Аслаево Рашида Саяровна (в девичестве Гайсина) подарила бесценный экспонат сылвыр – аркан на верблюда и рассказала историю этой реликвии, а также о судьбе своей бабушки Ямили. Шестнадцатилетняя красавица выходила замуж. Её, нарядную, посадили на богато убранного верблюда. Происходило это в начале ХХ века, предположительно, в ауле Оло йылга (Улуелга). За первым головным верблюдом с невестой следовал караван. Управляла юная Ямиля верблюдом с помощью сылвыра-аркана. Он представляет собой плетеный жгут из конской и верблюжьей шерсти с кисточками красивого золотисто-оранжевого цвета. Свадебная процессия двинулась тогда в Серменево – родное село ее жениха Айнулы Такиуллина. В этом большом ауле бытует топоним Дойя-тау, там, видимо, и располагался стан верблюдов.
Ямиля Такиуллина счастливо прожила до девяноста лет. До конца дней своих сохраняла статность, стройность, веселость нрава, чистоплотность. Она была уважаема потомками.
О чембуре
Чембур по-русски – плетеная узда, свободно движется и висит сбоку за ухом.
В старинной казачьей песне поется:
Хорошая девка по двору ходила,
По двору ходила, коника водила.
Коня вороного своего милого.
У моего милого сиделице ново,
Сиделице ново, рубашка шелкова.
Шелком ушита, серебром увита.
За чембур держала, словечко сказала….
Возлюбленная, провожая своего милого, за чембур сдерживала коня.
Оказывается, в Индии, в штате Раджастан, до сих пор используются верблюды – драмидары на свадьбах. Они не поднимают тяжестей, холены, богато украшены. Их дело выступать на свадебных церемониях.
Халилово. Воспоминания
Халиловские старожилы вспомнили то, что видели своими глазами или слышали от предков. Это вдвойне дорого нам, так как вырисовывается в их рассказах история семей, личная судьба, а главное – объемная картина своей малой родины, где и добыча рудных богатств велась, и в трудные довоенные, военные, послевоенные годы велись торги на ярмарках – базарах, двигались с товарами величавые верблюды, быстрые кони. Упоминают дорогие информаторы фамилию Рамеевых – знаменитых золотопромышленников, имеющих свои прииски близ Халилово.

Мухаметгалин Ирек Анварович, 1939 г. р.:

О халиловской ярмарке

На ярмарке в Халилово торговали хлебом (по 700 рублей – одна буханка), картошкой, молоком, творогом, семечками… Денег у торговцев было – мешками. Некоторые привозили товары на верблюдах, другие – на конях, быках. Зимой – на санях. Верблюдов последний раз в Халилово видел в 1947-1948 годах. Шли караваны двугорбых. Дети дразнили их, кричали вслед, и тогда верблюды плевались. Они не любят злых людей. Торговали на базаре долблеными изделиями, плетеными для кур, дровами, привозили глиняные горшки, крынки, миски, пиалы, тарелки. Во время войны и после нечего было одевать людям, поэтому торговцы привозили и одежду. Местные жители их кормили, оставляли на ночевку за продукты и другие товары. Чух, чух! – так гоняли верблюдов. Арканы плетеные на верблюдах были красивыми. Торговал, чем мог, каждый из местных жителей..

О рудных богатствах

Медную руду на верблюдах везли по грунтовкам. В Халилово был магазин «Алтын», где меняли золото на товары. В Ахаево, Халилово жили золотодобытчики – старатели, работавшие на окрестных шахтах. Но их жизнь оказалась короткой, все быстро перемерли. Припомнились их имена: Хубитдин, Ахмат – мазгар…
Ближайшие к Халилово рудники: Бакыр-Узяк, где открытый карьер по добыче меди; Тубинский – там добывали и золото, и медь. На берегу речки Сапсал (Седой) находился казахский стан. Удивительно, что в Бакыр-Узяке в руде самый большой процент меди в мире. Это все древние медные копи и, видимо, аркаимские металлурги работали на медной руде из этих мест.
Домов золотопромышленников Рамеевых, владельцев золотых приисков, в Халилово не сохранилось. Остался лишь старинный дом бая Гумерова Валиахмета. Как-то приезжал к нему один из потомков Рамеевых. Соседский мальчишка нацелился в гостя палкой. И из-за этого, будто, был отправлен в Сибирь на каторгу.
Уелданов Ишбулат Шари-пович, 1945 г.р.:
Из Тубинска везли медную руду и золото (в коробках, в вате) через Халилово, Ахаево, Атавды, Янгельский в Магнитку на левый берег.
Мой отец, Уелданов Ахмет-шариф Исмагилович, работал на прииске продавцом. Грамотный человек, иногда оформлял документы казахам – купцам. Однажды они отблагодарили его конфетами. Дети целую неделю их ели.
Мой дальний родственник Утягулов Тафтизан ухаживал за лошадьми и верблюдами казахов. Сено для последних везли с собой. В караване было по шесть, семь верблюдов. Замыкающий верблюд и вез тюк сена. Товары находились в липовых коробах.
Многое я узнал со слов моего отца. У него хранились ценные вещи: золотые часы, стеклянный чернильный прибор, фарфоровая статуэтка, пока мать не поменяла их на продукты.
В Тубинске жили две бабушки, сестры-крящены. Они работали на шахтах, а также валяли пимы. Замуж так и не вышли.
В Халилово проживало много русских, не менее чем в 52-х домах. Они сажали картофель, морковь, огурцы. Местные жители все у них перенимали, учились. Но до войны все русские выехали из Халилово. Некоторых репрессировали еще в 30-е годы и, будто, они спрятали свое золото в колодцах. А позже их дети приезжали, но ничего не нашли.
Однажды Амангильдин Зиннур-агай вместе со своим дедом нашел самородок, спрятал его в рот и воскликнул: «Нам хватит на всю войну».
Ныне в Кусеево начали разработку золота, а халиловцы не разрешили золотодобычу, так как жителей бы переселили. От рудников – радиоактивный фон и люди могут заболеть.
В Бакыр-Узяке мы, дети, искупались в зеленых лужах, а это были отстои ядовитого медного купороса.
Там люди жили во времянках. Использовали старатели для строительства временных жилищ крепеж от старых шахт.
В 60-е годы приисковый посёлок Бакыр-Узяк исчез. Школу красивую, с большими окнами, деревянную, перевезли в совхоз «Урал». До сих пор стоит.
Еще в 70-е годы можно было видеть две открытые шахты у Тубинска в сторону Талкаса. Близ прииска ранее паслись верблюды….
Галина ГОНЧАРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>